Какие контрагенты считаются недобросовестными, зачем проверять контрагента?

Ответственность за выбор бизнес-партнёра полностью лежит на предпринимателе. Если поставщик окажется недобросовестным, вашу компанию могут ждать неприятности: вопросы от налоговой службы в лучшем случае и выплата чужих налогов, пени и штрафы в худшем.

Чтобы избежать финансовых потерь и судебных разбирательств, необходимо тщательно проверять каждого потенциального партнёра. В этой статье мы рассмотрим признаки недобросовестных подрядчиков, с которыми не стоит заключать сделку.

Сотрудничество с подозрительными контрагентами может привести не только к потере товара или некачественной услуге. Вы также рискуете стать соучастником нарушения гражданского и налогового законодательства. Это крайняя мера. Скорее всего, вам удастся доказать свою невиновность, но сколько времени и сил это займёт — страшно представить.

Одним из основных инструментов защиты прав налогоплательщиков в суде является обжалование решений налоговых органов. Однако, судебная практика показывает неоднозначность подхода к разрешению налоговых споров - всё будет зависеть от конкретных обстоятельств конкретного дела. Важным аспектом будет являться наличие признаков недобросовестности вашего контрагента, как налогоплательщика.

Признаки недобросовестного контрагента:

  1. Поставщик предоставил неполный пакет документов, обещая дослать оставшуюся часть.

  2. Информация в документах не соответствует данным из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

  3. У компании подозрительный руководитель.

  4. Контрагент зарегистрирован по адресу, где находятся несколько компаний.

Когда компания несёт ответственность за действия подрядчика?

Налоговая служба тщательно проверяет все вычеты НДС. Если в ходе проверки будет обнаружено, что компания-налогоплательщик незаконно приняла к вычету НДС, её оштрафуют и заставят заплатить налог. Есть два критерия, по которым налоговая может отказать в вычете:

  • сделка была заключена с целью уменьшения налога или налоговой базы;
  • компания намеренно исказила данные в отчёте о сделке или объекте налогообложения.

Во втором случае ответственность несёт сторона сделки, которая не проявила должной осмотрительности и не проверила контрагента. Однако любое решение ИФНС можно оспорить в суде, если сделка была проведена в соответствии с требованиями закона.

Зачем проверять надёжность контрагента и нужно ли проводить эту процедуру с каждым поставщиком?

Налоговая и банки тщательно проверяют все операции с контрагентами. Поэтому не стоит полагаться на удачу и заключать договоры с сомнительными поставщиками.

Проверка контрагента необходима для предотвращения трёх видов проблем:

  1. Оплата штрафов, пени и налогов. Если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и знал о нарушениях, допущенных поставщиком.

  2. Блокировка счетов банком и невозможность проведения операций. Банки быстро отключают компании от дистанционного банковского обслуживания, если клиент или контрагент считаются ненадёжными или операция вызывает подозрения.

  3. Риск потенциальных убытков. Недобросовестный поставщик может задержать оплату, не отправить товар или оказать некачественную услугу, что может привести к судебным разбирательствам, дебиторской задолженности и кассовым разрывам.

Существуют разные категории контрагентов, для проверки которых используются разные подходы. Например, мелким поставщикам воды или канцтоваров, крупным компаниям с хорошей репутацией и постоянным партнёрам, с которыми вы работаете уже несколько лет, важно уделить внимание. Это позволит не пропустить нарушения, например, в случае судебного разбирательства с другими контрагентами. А вот новым поставщикам необходимо уделить особое внимание и тщательно проанализировать их деятельность.