Разъяснения ФАС по 12.1 ст. 9 Закона о торговле с 01.09.2025

Разъяснения ФАС по 12.1 ст. 9 Закона о торговле с 01.09.2025

ФАС разъяснила новые правила работы по договорам поставки с 1 сентября 2025 года

Федеральная антиминопольная служба опубликовала письмо от 14.07.2025г. № ТН/65638/25

О разъяснении антимонопольного
законодательства

ФАС России рассмотрела обращение Палаты поставщиков межотраслевого
экспертного совета по развитию потребительского рынка от 30.05.2025 № 05/30
(вх. от 02.06.2025 № 97977-ЭП/25) по вопросу разъяснения части 12.1 статьи 9
Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее
соответственно - Обращение, Закон о торговле), которая согласно части 1 статьи 2
Федерального закона от 23.05.2025 № 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 9
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации"вступает в силу с 01.09.2025.
Полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции
ФАС России вправе давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного
законодательства.

1. По вопросу о том, устанавливает ли часть 12.1 статьи 9 Закона о торговле
обязанность сторон договора поставки продовольственных товаров закреплять
в договоре поставки продовольственных товаров все необходимые условия поставок
на будущие временные периоды по каждой поставке (наименование, количество
товара, дату поставки и пр.) и по вопросу об особенностях согласования поставок
продовольственных товаров по рамочному договору ФАС России сообщает
следующее.

Порядок согласования условий договора поставки продовольственных
товаров, в том числе объема поставки продовольственных товаров, определяется
сторонами такого договора самостоятельно с учетом положений Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Торговые сети и поставщики продовольственных товаров в соответствии
с пунктом 1 статьи 429.1 ГК РФ вправе заключить рамочный договор (договор
с открытыми условиями), которым является договор, определяющий общие условия
обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть
конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров,
подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение
рамочного договора. Соответственно, у сторон отсутствует обязанность
устанавливать в рамочном договоре поставки все необходимые условия поставок
продовольственных товаров (срок и объем поставки, перечень поставляемых
товарных позиций и пр.).
Вместе с тем, учитывая, что каждый заказ порождает отдельное обязательство
по поставке в установленные сроки определенного количества товара,
соответствующего установленным в заказе требованиям, по мнению ФАС России,
необходимо получение согласия поставщика по каждому заказу торговой сети, в том
числе в случаях, когда поставщиком согласован общий предельный объем поставок
в течение действия договора без указания сроков и объемов поставок.
Также согласование объемов поставок продовольственных товаров по
договору поставки продовольственных товаров может быть осуществлено путем
составления плана (графика) поставок, содержащего сроки и объемы поставок
конкретных партий товаров на период всего действия договора. В таком случае,
учитывая, что план (график) поставок устанавливает сроки и объемы поставок в
течение всего действия договора, в случае его согласования поставщиком
отсутствует необходимость дополнительного согласования указанных в плане
(графике) отдельных поставок. Соответственно, в данном случае допускается
установление в договоре поставки и реализация условия об ответственности
поставщика за полное или частичное неосуществление поставок в сроки и объемах,
предусмотренных согласованным поставщиком планом (графиком) поставок.

2. По вопросу о том, является ли предусмотренное договором поставки
безусловное согласование поставщиком (laquo;обязательный заказraquo;) указанного торговой
сетью количества продовольственных товаров или согласование количества
поставляемых продовольственных товаров путем молчания (бездействия)
поставщика подтверждением согласия поставщика поставить указанное торговой
сетью количество продовольственных товаров ФАС России сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 154 ГК РФ для заключения договора необходимо
выражение согласованной воли сторон сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать
обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми
актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее предела"
норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной,
если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон
условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например,
в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено
или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося
в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным
образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
В силу части 12.1 статьи 9 Закона о торговле включение хозяйствующим
субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже
продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или)
хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров
в торговые сети, в договор поставки продовольственных товаров условий
об ответственности хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки
продовольственных товаров в торговые сети, за полное или частичное
неосуществление поставок продовольственных товаров в торговые сети
в количестве, превышающем количество, согласованное сторонами такого договора,
либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части
не допускается.
По мнению ФАС России, указанная норма носит императивный характер,
в связи с чем с 01.09.2025 торговые сети вправе включать в договоры поставки
и реализовывать условия о предъявлении гражданско-правовых требований,
предусмотренных статьями 15 и 330 ГК РФ, исключительно в случае, если
поставщик согласовал поставку товаров в количестве, предусмотренном заказом
торговой сети, а затем не исполнил соответствующее обязательство.
При этом, по мнению ФАС России, словосочетание laquo;количество,
согласованное сторонами такого договораraquo;, используемое в части 12.1 статьи 9
Закона о торговле, предполагает необходимость подтверждения согласия
поставщика поставить определенное количество продовольственных товаров путем
прямого волеизъявления (совершения активных действий, направленных
на принятие обязательства), а не отсутствия возражений (бездействия).

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального
закона № 630255-8 "О внесении изменения в статью 9 Закона о торговле"
(в настоящее время " Федеральный закон от 23.05.2025 № 120-ФЗ, которым статья 9
Закона о торговле дополнена частью 12.1) одной из целей данного проекта
федерального закона является пресечение практик торговых сетей по предъявлению
к поставщикам продовольственных товаров гражданско-правовых требований
в неограниченных объемах в случае, если заказ торговой сети, объем которого
торговая сеть определяет в одностороннем порядке, не был исполнен поставщиком
даже в силу объективных причин.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений Закона о торговле,
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах", целей дополнения статьи 9
Закона о торговле частью 12.1, по мнению ФАС России, молчание (бездействие)
поставщика продовольственных товаров по смыслу данной нормы не может
являться согласованием поставки продовольственных товаров в количестве,
предусмотренном заказом торговой сети.
Учитывая изложенное, в период с 01.09.2025 установление в договоре
поставки соответствующего условия и предъявление торговыми сетями гражданско-
правовых требований к поставщикам продовольственных товаров за полное
или частичное неосуществление поставок продовольственных товаров со ссылкой
на согласование поставщиком количества поставляемых товаров путем молчания
(бездействия), по мнению ФАС России, не соответствует требованиям части 12.1
статьи 9 Закона о торговле.
Также ФАС России сообщает, что в период с 01.09.2025 не допускается
включение в договор поставки и реализация условия о безусловной обязанности
поставщика поставить указанное торговой сетью количество продовольственных
товаров ("обязательный заказ";"автоматический заказ"), если указанное положение
не предусматривает согласование количества поставляемых продовольственных
товаров с поставщиком.

3. О возможности включения в договор поставки условия об ответственности
торговой сети за отказ от приобретения поставленных продовольственных товаров.

Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны
в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается,
за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена
ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Закон о торговле также не содержит запрета включения данного условия
в договор поставки продовольственных товаров.
Соответственно, стороны вправе включить в договор поставки условие
о гражданско-правовой ответственности торговой сети за отказ от приобретения
поставленных продовольственных товаров, ранее заказанных торговой сетью.
ФАС России обращает внимание, что вопрос о наличии или отсутствии
признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных
лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с
учетом всех обстоятельств конкретного дела в порядке, предусмотренном главой 9
Закона о защите конкуренции.
Выдача заключений о соответствии или несоответствии действий тех или
иных лиц требованиям антимонопольного законодательства в рамках
предоставления разъяснений к полномочиям ФАС России не относится.
ФАС России благодарит Палату поставщиков межотраслевого экспертного
совета по развитию потребительского рынка за Обращение и сообщает, что более
подробную информацию о деятельности ФАС России можно получить
на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.

Т.В. Нижегородцев

https://fas.gov.ru/documents/690032

Заключение договора с поставщиками при помощи сервиса ДропДокс в электроннов виде избавит Вас от проблем произволе сетей.